Регистрация
Забыли пароль?
Ваша корзина
Фотобанк «Штурм»  / Главная  / Заметки  / Статьи  / Фотопанорама 

Фотопанорама

Панорама — это не сложно

Как ни странно, панорамная съемка до сих пор все еще редкость и потому, хорошая панорама всегда привлекает внимание. Съемка панорамы не так сложна, как может показаться на первый взгляд и в некоторых случаях даже проста до безобразия :), но, тем не менее, не редко приходится видеть и кривую сшивку и нестыковку цвета на «клееных» панорамах, что наводит на мысль о недостатке информации на эту тему. Попробуем восполнить этот пробел и рассмотрим возможные варианты получения панорам и их склейку в частности.

Панорамный фотоаппарат

Такие аппараты обычно используют узкую (тип 135) либо широкую (тип 120) пленку и  позволяют получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Их форматы колеблются у разных производителей: например, панорамный фотоаппарат Горизонт позволяет получать кадры 24х58 или 55х110мм, а панорамный фотоаппарат NOBLEX - 24х66, 50х120 и 50х170мм в зависимости от модели (и соответственно пленки). Угол охвата при этом составляет 120-138°. Суть в том, что объектив в подобных камерах во время экспозиции движется (вращается) вместе с затвором, что и позволяет получать широкий охват, но заметно усложняет механику, что в свою очередь сказывается на ценах.

Однако пленка медленно (но верно) уходит и на смену идет цифра - швейцарская компания Seitz Phototechnik на выставке Photokina 2006 показала панорамную фотокамеру Seitz 6x17 Digital с цифровым сканирующим задником Seitz D3 digital scan back. Специально для нее корпорация DALSA разработала датчик размером 6х17 см и разрешением 160 Мп (размер одного элемента - 8х8 мкм). Максимальный размер кадра составляет 7500х21250 пикселей и весит 922 Мб. Конечно же, съемка возможна не только 6х17 и 6х15, но стандартные 6х6 и 6х9 см. Камера весит 4,5кг (с батареей) + 1,25-2кг устройство записи (TabletPC) и еще оптика... Оптика - Schneider и Rodenstock от карданов. В общем, аппарат для маньяков :), особенно учитывая заявленную стоимость 33000-36000 долларов.

Кроме того, некоторые фотоаппараты, например Horseman SW-D II Pro (не панорамный), имеют подвижный задник, что тоже можно использовать для съемки панорам.

«Панорамный адаптер»

Довольно интересное устройство производства Jolos — небольшой блок между фотоаппаратом и объективом, допускающий смещение объектива в любую сторону. Задуман он, видимо как решение для архитектурной съемки, но и нашу задачу может решить. Панорама правда в этом случае (как и с подвижным задником) выходит не сильно большая, но решение занятное.

Выпускается сей адаптер для камер с резьбой М42 и для камер Canon, позволяя прикрутить к ним оптику от среднего формата с байонетом "Б/В". Что это дает? Объектив можно смещать и крутить, получая 4 кадра (сетка 2х2), сшиваться которые, в последствии, должны просто идеально. Жаль только, что всего 4 кадра.

Панорамная насадка

Принцип в данном случае прост — на объектив накручивается зеркальная сфера, которая и позволяет обычным аппаратом охватить огромное пространство. Данный способ хорошо подходит для изготовления HDR - панорам с расширенным динамическим диапазоном.

Однако, стоимость подобной насадки может быть выше, чем стоимость целого панорамного фотоаппарата — в итоге, их похоже перестали выпускать.

Фото-панорама мыльницей (режим панорамы)

Думаю, ни для кого уже не секрет, что в «мыльницах» под панорамным режимом обычно подразумевают всего лишь кадрирование стандартного кадра. Да, он получается вытянутым, и даже возможно простого любителя это устроит, но вряд ли это можно назвать панорамой. Это все равно, что у обычного телевизора заклеить верхнюю и нижнюю часть экрана и заявить что он теперь 16:9.

Однако, в некоторых цифровых мыльницах, под панорамным режимом имеют в виду съемку нескольких кадров с последующей склейкой в программе, поставляемой вместе с фотоаппаратом, либо доступной для свободного скачивания с сайта производителя камеры. Такой подход уже интереснее и иногда, позволяет получить неплохие результаты. Особенно если использовался штатив, и в кадрах не было близко расположенных объектов. Почему, в данном случае, в панораму не желательно включать близко расположенные объекты? Потому, что из-за параллакса, склеить такие кадры будет очень сложно.

Склейка панорамы снятой без штатива, сложнее (в некоторых случаях невозможна) по этой же причине.

Панорамная головка и последующая склейка.

Универсальный способ, позволяющий получать панорамы неограниченного размера — это съемка со штатива с панорамной головкой и последующей склейкой. Вероятно, вы уже слышали о панорамах размером в гигапиксель? Именно этим способом их и получают. Из недостатков можно отметить временные затраты на склейку, да и панорамную головку приобрести желательно (но не обязательно — зависит от задач).

Рассмотрим этот вариант подробнее, так как он наиболее доступный. Для примера посмотрите, как в итоге могут выглядеть полученные таким способом панорамы:

Рафиков Роман
Фотобанк «Штурм»  / Главная  / Заметки  / Статьи  / Фотопанорама